Выступления на педсовете

Лысенок Е. В. Эффективный урок английского языка. 

Результаты эффективного урока

Школьный урок — это тот базовый «кирпичик», который, несмотря на его кажущуюся малую величину, лежит в основе всего школьного обучения.  Педагоги знают, что именно от эффективного проведения каждого отдельного урока зависит, в конечном итоге, результат обучения.

Реальная эффективность урока - это результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приёмами ни пользовался учитель, но если ученики не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. Слово «эффективность» в переводе означает – результат какого-либо действия.  Таким образом под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка. На уроке обучающиеся должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.

Урок сегодня – это развитие, творчество, комфорт.

Каким должен быть эффективный урок? Эффективный урок имеет свое лицо, своеобразие, которое определяется индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием обучающихся. Но кроме творческой неповторимости, мастерства,  в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя, это знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока и умение планировать, проводить и анализировать урок.

Чтобы ответить на вопрос: каким должны быть результаты эффективного урока, надо знать критерии,  по которым   урок может считаться эффективным. А так же проанализировать соответствует ли результат намеченным целям.

 Результат урока включает в себя три основных компонента: когнетивный, аффективный и психомоторный.

 

-  Когнитивный компонент - результаты мыслительной деятельности, включающие факторы, теории, концепции, понятия и т.п.

-  Аффективный компонент - отношения, ценности, убеждения, эмоции.

-  Психомоторный компонент - новые физические умения и навыки, практическая деятельность, поступки, создание продуктов.

Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии обучающегося.

Важное условие эффективности урока - деятельностный характер обучения

 

                      Практические работы

                      Эксперимент

                      Решение задач

                      Обращение к научным парадоксам

                      Экскурсии

                      Использование метода проектов

 

Иными словами, эффективный урок должен быть жизненным. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя. Существует такая формула:  Т – П – П – П.

Трудное должно стать Привычным, привычное должно стать Полезным, полезное должно стать Приятным…

 

Таким образом, результат эффективности деятельности на уроке зависит от профессионализма учителя, а именно:

А) знания предмета  б) культуры общения  в) любви к детям

Большую роль играют интуиция, личность учителя, владение им ситуацией на уроке, наличие у него психологических знаний.

 

Итак, основными результатами эффективного урока являются:

  • Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока.

Очевидно, что активировать и поддерживать активную мыслительную деятельность ученика, невозможно без тщательного планирования урока на всех его этапах.

  • эмоциональная сопричастность ученика к собственной деятельности и деятельности других.
  • Воспитание познавательного интереса у школьников  – одна из первостепенных задач педагога.

Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на врожденной познавательной потребности человека. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации, а его отсутствие - показателем серьезных недостатков в организации обучения.

  • Развитие у обучающихся потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий.
  • Создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность.

Здесь педагогу поможет наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой. Чтобы сделать процесс обучения продуктивным, творческим, личностно-ориентированным нужно немногое: признать право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности:

- важно осуществлять работу в группах, командах, в парах, что способствует развитию коммуникативных навыков;

- оценить достижение метапредметных результатов обучения  возможно  в ходе выполнения проектных работ по окончанию изучения темы раздела

Таким образом, грамотно подобранные методы и формы работы на уроке способствуют его большей эффективности.

 

  • Достижение целей урока.

Процесс обучения всегда является двусторонним и содержит в своей структуре два элемента: деятельность преподавателя (преподавание) и деятельность обучающегося (учение).

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого обучаемого в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире.

 

В общем виде ключ к успешным целям урока состоит в описании ожиданий от процесса обучения достаточно точно, чтобы достигнутый результат был вполне очевиден.

  • Создание в классе атмосферы открытости, ответственного сотрудничества, сотворчества. Обеспечение «психологического комфорта» и эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других.

Педагоги знают, что только в состоянии «психологического комфорта» ученик сможет освоить академические знания и раскрыться как личность в ходе образовательного процесса. Поэтому задача педагога выражается в его способности создания в классе необходимого климата, при котором все учащиеся будут способны показать себя с лучшей стороны и раскрыть свои потенциальные возможности; создания ситуации, при которой ученик чувствовал бы свою эмоциональную сопричастность к собственной деятельности и деятельности других; создания условий безопасности и комфорта, строящихся на базе доверительных межличностных отношений между учителем и учеником, основанных на уважении личности.

Всё это послужит залогом для успешного проведения образовательного процесса, а также повысит  эффективность его результатов.

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Что способствует эффективности урока?

 Целенаправленность урока

 Содержательность урока

 Активность учащихся на уроке

 Мотивационная обеспеченность урока

 Многообразие используемых стимулов на уроке

 Речевое и неречевое поведение учителя

 Результативность урока

 Рефлексивная оценка урока

Результатами эффективного урока английского языка можно считать:

- адекватное использование речевых средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

- умение аргументировать свою точку зрения,

- проявление уважительного отношения к партнерам,

-  умение решать проблемы творческого и поискового характера,

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

- строить логическое умозаключение,

- корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

- пользоваться логическими действиями сравнения, анализа.

- выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации.

- строить логическое рассуждение, умозаключение.

- выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию,

- участвовать в коллективном обсуждении.

 

Чтобы результаты урока были эффективными  учителю рекомендуется:

  1. Более широко использовать нетрадиционные формы проведения уроков:
  2. Выбрать правильный метод (или прием) обучения: качество усвоения учебного материала  зависит от выбора доминирующего метода изучения той или иной темы.

Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач.Подбирая формы работы и методы воздействия на ученика, педагог учитывает: уровень его успеваемости, отношение к предмету, темп работы, степень подготовленности, отношение к дисциплине, индивидуальные особенности.

 

  1. Раскрывать творческие способности детей, побуждать их к работе мысли и чувства;
  2. Использовать исследовательские методы обучения, цель которых – разбудить мысль, заставить ребенка размышлять;
  3. Каждому учителю самостоятельно разрабатывать поурочные планы своих уроков наилучшим образом соответствующих особенностям того или иного класса, темы, раздела;
  4. Учитывать учебные и воспитательные возможности учащихся разных возрастов, классов, групп, учитывать запросы, особенности, интересы, склонности учащихся;
  5. Специально спланировать деятельность по обеспечению не только учебной, но и воспитательной функции урока, то есть воспитания в процессе обучения;
  6. Органично, корректно и только целесообразно включать компьютер в педагогические технологии на уроках по всем предметам;
  7. Общаться с учащимися на уроке только на основе сочетания высокой требовательности с безусловным уважением к личности школьника. Результат эффективности деятельности на уроке зависит и от профессионализма учителя, а именно, от знания предмета; культуры общения; любви к детям. Человек на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства. Эффективный урок – это, прежде всего, урок, освобожденный от страха: никто никого не боится на уроке, никто никого не пугает. Адреналин, вырабатываемый организмом в ответ на страх, блокирует соединения в мозгу, поэтому используйте технологии, способствующие уменьшению чувства страха на занятиях.

 

Процесс учения - не зрелищный спорт. Обучающиеся не смогут многому научиться, просто сидя в классе, слушая преподавателей, заучивая наизусть подготовленные для них задания и выпаливая заранее подготовленные ответы. Школьники должны рассуждать о том, что они изучают, писать об этом, соотносить изучаемый материал с уже усвоенным опытом и применять его в повседневной жизни. Они должны пропустить изучаемый материал через себя, сделать этот материал частью своего жизненного опыта.

Хороший урок дело не простое даже для опытного учителя. Ведущая идея современного эффективного урока это создание в классе атмосферы открытости, ответственного сотрудничества, сотворчества. Результатом познавательной деятельности должна стать способность к саморазвитию.

 

Пракапович О. Ю. Критерии эффективности современного урока. Защита работы творческой группы учителей иностранного языка. 

Костюченко И.Л. Глобальные компетенции

Тема нашего доклада «Преподавание глобальных компетенций в школе»,  в частности, в УО «Полоцкая  государственная гимназия № 1 имени Ф. Скорины». Чтобы понять в каком обьеме ведется преподавание глобальных компетенций, давайте определим понятие «Глобальная компетенция». 

Итак, исходя из определения понятие «Глобальная компетенция» подразумевает, что учитель должен формировать у учащихся умение анализировать вопросы местного, глобального и межкультурного значения, предпринимать действия, направленные на коллективное благополучие и устойчивое развитие, создавать условия для участия в открытом и эффективном взаимодействии с другими культурами, формировать умение понимать точки зрения и мировоззрения, отличные от собственных.

Мы проанализировали глобальные компетенции по данным PISA за 2018 год и пришли к выводу, что технология развития критического мышления через чтение и письмо может выступать инструментом формирования глобальных компетенций на основе программного материала предложенного министерством образования, включенного в учебники.

Так в учебниках по английскому языку предлагаются для изучения такие глобальные проблемы как изменение климата, международные конфликты, миграция людей, вопросы бедности, голод, эпидемии.

На основе текстов наши учителя предлагают использовать следующие приемы технология развития критического мышления через чтение и письмо:

  • корзина идей;
  • лови ошибку;
  • пиктограмма;
  • кластеры;
  • ситуация яркого пятна;
  • ЗХУ;
  • круги по воде;
  • чтение с остановками;
  • понятийное колесо;
  • древо мудрости;
  • говорящая картинка;
  • синквейн.

Все эти приемы используются на разных этапах обучения. Так, например, корзина идей, чтение с остановками, ситуация яркого пятна учителя используют в начальной школе, кластеры, пиктограммы в среднем звене, а в старшей школе – ЗХУ, синквейн, древо мудрости.

Особое внимание нужно обратить на проектную методику. В конце каждой темы учащимся предлагается создать проект. Однако, способы защиты проекта варьируются. Так как владение глобальной компетенцией подразумевает  умение понимать точки зрения и мировоззрения, отличные от собственных, то предпочтительно, чтобы учащиеся работали в паре или группе при подготовке к защите. Это поможет выработать навык работы в команде и формированию толерантности в суждениях.

 

 

 

 

 

 

 

поделиться в: